среда, 29 августа 2018 г.

Как справиться с болью утраты?

Боль утраты

   Доброго времени суток, читатели блога "Свет истины".

   Из этой статьи вы узнаете, какие чувства испытывают те, кто потерял близкого человека.
 
   "Мы с Софией прожили вместе больше 39 лет, но после долгой болезни ее не стало. Мои друзья очень поддерживали меня, да и сам я старался чем-то себя занять. Но все равно целый год было такое чувство, словно меня режут по живому. Настроение постоянно менялось. Даже сейчас, спустя три года после смерти Софии, я - порой безо всякой причины - чувствую сильную душевную боль" (Костас).
 
   Возможно, вы тоже теряли кого-то из близких. Если да, то вам, должно быть, знакомы чувства Костаса. Смерть мужа или жены, родственника или друга - тяжелейшее потрясение, с которым мало что может сравниться.
 
   С этим соглашаются ученые-психологи, которые изучают состояние людей, переживших боль утраты. Например, в "Американском журнале психиатрии" сказано, что "смерть - это самая безвозвратная потеря, не оставляющая никакой надежды". Тот, кто горюет из-за потери близкого, может думать: "Утихнет ли моя боль? Смогу ли я когда-нибудь вновь стать счастливым? Где найти утешение?"
 
  Хотя некоторые психологи утверждают, что существует несколько стадий скорби, каждый человек переживает утрату по-своему. Если люди так по-разному реагируют на горе, значит ли это, что кто-то скорбит меньше или заглушает свои чувства? Необязательно. Хотя принятие утраты и выплескивание горя дают целительный эффект, это не говорит о том, что существует только один правильный способ скорбеть. Многое зависит от культуры, характера и жизненного опыта горюющего, а также от того, как умер близкий ему человек.

  ЛИКИ СКОРБИ

  Тот, кто потерял близкого, может и не догадываться, как проявится его горе. Но некоторые чувства и трудности обычны, и их часто можно предугадать. Рассмотрим несколько примеров.

 Сильные переживания.

   Скорбь может сопровождаться рыданиями, тоской по умершему и внезапными перепадами настроения. Эмоции могут усиливаться из-за ярких воспоминаний и снов. Но первая реакция на смерть близкого человека - это, как правило, шок и отрицание. Вот как описала свое состояние Тина, когда внезапно умер ее муж Тимо: "Я словно оцепенела. Поначалу я даже не могла плакать. Переживания были настолько сильными, что мне было трудно дышать. Просто не верилось, что все это происходит со мной".

Приступы тревоги, вспышки гнева и чувство вины.

   Костас, чьи слова приводились выше, вспоминает: "Временами я даже злился на Софию за то, что она умерла. Потом мне становилось стыдно. Ведь ее вины в этом не было.

Сбой в мышлении.

  Иногда горюющий человек может мыслить непредсказуемо или нелогично. Например, ему может казаться, что он слышит умершего, чувствует его присутствие или видит его. Человеку может быть трудно сосредоточится или вспомнить что-то. Тина говорит: "Иногда во время разговора с кем-то я понимала, что не слышу, о чем мне говорят, а думаю о своем. Мои мысли постоянно возвращались к тому дню, когда умер Тимо. Я ни на чем не могла сосредоточиться, и это сильно угнетало"

Желание отгородиться.

  Горюющий человек может чувствовать, что его все раздражают или что ему неуютно в обществе других людей. Костас рассказывает: "В компании семей не в своей тарелке. Но и среди холостяков мне тоже было некомфортно".

Проблемы со здоровьем.

  Нередко у горюющего человека наблюдаются нарушение аппетита, снижение или увеличение веса и проблемы со сном. Вот что вспоминает Эрон о том годе, когда он потерял отца: "У меня начались жуткие проблемы со сном. Я просыпался ночью в одно и то же время и думал о смерти папы".

   Александро рассказывает, что у него начало твориться что-то странное со здоровьем: "Несколько раз я обследовался, и мне все время говорили, что я абсолютно здоров. Думаю, причиной физической были была скорбь". Со временем симптомы исчезли. Все же Александро поступил правильно, что обратился к врачу. Скорбь может подорвать иммунную систему, обострить уже имеющееся заболевание или даже вызвать новое.

 Необходимые дела могут даваться с трудом.

   Для некоторых настоящие трудности начинаются позднее, когда им приходится выполнять то, чем занимался умерший. Как раз с этим столкнулась Тина. Она рассказывает: "Тимо всегда заботился о счетах и решал финансовые вопросы. А теперь все легко на мои плечи, что лишь усилило стресс. Это пугало меня, потому что я не знала, как справиться с тем, что на меня наваливалось".

  Перечисленные выше трудности могут усугубить боль утраты и выбить из колеи. Действительно, переживания могут быть очень сильными. Но когда тот, кто недавно потерял близкого, знает, чего ожидать это может значительно облегчить его состояние. Помните также, что каждый переживает горе по-своему. Более того, в какой-то степени человека может утешить уже сама мысль о том, что такие сильные эмоции и переживания - это нормальная реакция.

  СТАНУ ЛИ Я КОГДА-НИБУДЬ СНОВА СЧАСТЛИВЫМ?

Чего ожидать.

   Со временем боль утраты ослабевает. Это не значит, что человек полностью избавляется от тоски или забывает умершего. Но понемногу раны на сердце затягиваются. Конечно, они могут снова напомнит о себе неожиданным образом или, например, во время годовщины. Однако большинству людей в итоге удается обрести душевное равновесие и вернуться к полноценной жизни. Чаще всего это получается у тех, кого поддерживают родственники и друзья и кто сам предпринимает определенные усилия.

Сколько должны пройти времени?

   У некоторых самый тяжелый период длится несколько месяцев. Другим на восстановление может потребоваться год  или два. А кому-то нужно еще больше времени. "В моем случае, - говорит Александро, - острая боль не проходила около трех лет".

   Будьте к себе терпеливы. Не слишком переживайте о завтрашнем дне, найдите свой ритм жизни и помните о том, что острая душевная боль не длится вечно. Но есть ли что-то, что уже сейчас может облегчить вашу боль и сократить период скорби?

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...